Добро пожаловать!

Оглавление


[1] [2] [3] [4] [5]


При этом никогда в России (по крайней мере дореволюционной) не боялись культурной экспансии и поглощения более сильной цивилизацией, чем она сама. До сих пор эта традиция сохраняется. Однако и в царские времена, и даже в советский период (хотя это особая тема, и те две России несопоставимы) у нее был стержень, было национальное содержание (если хотите - та самая национальная идея), которые придавали стране одновременно и открытость ко всем другим культурам, и силу оставаться самой собой, не боясь чужих языков, идей, учителей.

Сейчас этот стержень утерян, утерян тем более безвозвратно, что от реальной России нас отделяют семьдесят лет \"измененного\", как говорят психологи, сознания - в данном случае сознания народного. Бессмысленно возвращаться к прошлому. Однако смотреть надо не по сторонам, выискивая, где лучше, искать можно только свой, внутренне присущий нации стержень. И это никакой не \"особый путь\" (если не стоять на позициях европоцентризма), это свой путь, который есть у каждой цивилизации, государства, нации, нечто, объединяющее людей в единое целое в духовном, политическом экономическом и прочих отношениях. Это может быть отчасти потерянный, отчасти непонятый смысл исторической национальной судьбы, который только и может оправдать существование такой непредсказуемой, часто непонятной миру страны.

Пространство для такого поиска, как и надежду на его небесплодность, дает как раз та самая \"роковая загадка\" России, которую не желают признавать наши авторы. Она означает, что дело не в методах проводимых реформ: сами неудачи реформ есть следствие игнорирования \"загадочного\" российского менталитета.

За последние десять лет мы все наблюдали, что общество, как в ускоренно прокрученной киноленте, перепробовало самые разные модели развития, более или менее успешно работающие в других странах, не остановившись, однако, ни на одной из них - впрочем, ни одной серьезно и не усвоив. Оказалось, что проверенные демократические институты (как и рыночные механизмы экономики), которые первоначально с восторженным воодушевлением были восприняты образованной публикой и с терпеливым спокойствием - людской массой, здесь либо не работают вовсе, либо воплощаются в уродливом виде.

Можно детально анализировать, кто виноват больше - плохие реформаторы или плохой народ, однако факт состоит в том, что страна отвергла путь западного развития на самых начальных этапах его воплощения, так и не вкусив всех преимуществ правового государства. Может быть, для начала нам всем стоит повнимательней перечитать Константина Леонтьева? Или осмыслить эти глубинные причины, оглянувшись на прошедший век (а ведь в начале его нам очень многое было сказано хотя бы в тех же \"Вехах\")...

Россия - страна идеологичная, в том смысле что социальная или миссионерская идея традиционно играла здесь роль объединяющую и придающую смысл любой общественной деятельности. Именно идея, не обязательно официальная, особого пути и предназначения России поддерживала ее единство.

Интересно

В 1973 году после серьезного сердечного приступа Лужков бросил пить.

Пара фактов

В "Химавтоматике" Лужкова за глаза называли "дуче". Не только из-за некоторого внешнего сходства с Муссолини, но еще и за определенный стиль руководства.
В ходе конституционной реформы законодательной власти, проводимой поэтапно, он сформировал вместо неконтролируемого им Моссовета горДуму и стал полновластным хозяином региона.